Опасные ситуации контактов
с незнакомыми людьми
(тренинг)
Цели:
– формировать навыки безопасного
поведения;
– способствовать развитию осторожности,
осмотрительности в общении с незнакомыми;
– научить ребенка правильно вести себя в
ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Оборудование:
изображения сказочных героев, игрушки, иллюстрации к сказкам «Золушка»,
«Аленький цветочек», «О мертвой царевне и о семи богатырях».
Х
о д з а н я т и я
I. Организация класса.
II. Сообщение
темы и цели занятия.
Учитель.
Мы живем в огромном, многоликом мире людей. В этом мире взрослые заботятся о
детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, сильными,
умными, честными, добрыми. Но, к сожалению, есть люди, которые творят зло. Они
грабят, убивают, воруют детей и совершают разные гнусные преступления. Человека
со злыми мыслями, замышляющего зло, называют злоумышленником. Сегодня на
занятии мы поговорим о таких людях и о том, как нужно вести себя с ними.
III. Беседа.
Учитель.
Опишите, как может выглядеть злоумышленник?
Ответы детей.
Учитель.
Давайте составим фоторобот двух людей – опасного, злого человека и доброго.
Ответы детей.
Учитель.
Но в жизни бывает так, что не всегда приятная внешность говорит о добрых
намерениях человека. Вспомните сказку «О мертвой царевне и о семи богатырях».
Расскажите, как удалось злодейке отравить царевну. Не стоит думать, что
некрасивый, бедно одетый или старый человек – злой и недобрый. Помните страшное
Чудище из сказки «Аленький цветочек» (показывает иллюстрацию). Каким оно
было?
Дети
характеризуют образ Чудища из сказки.
Учитель.
А Золушка? И в лохмотьях, и в сказочно красивом бальном платье она всегда
добрая и ласковая.
Учитель.
Вспомните случаи из своей жизни, как приятная внешность не всегда соответствовала
добрым намерениям человека. Для того чтобы научиться разбираться в людях,
какими надо быть?
Ответы детей.
Учитель.
Итак, для того чтобы научиться разбираться в людях, надо быть очень
внимательными и осторожными. Обращайте внимание не только на внешность, но и на
поведение незнакомого человека. Нередко поведение людей нам кажется странным,
необычным: часто встречает тебя, долго ходит за тобой, куда-то зовет, обещает
показать что-нибудь интересное, что-то предлагает. О таких ситуациях нужно всегда
рассказывать родителям, учителям.
IV.
Инсценирование сказки «Лиса, петух и кот».
– В чем опрометчивость Петуха?
– Как злоумышленница лиса ухитрилась
украсть Петуха?
– Как проявил себя Кот?
– Как бы следовало поступить Петуху,
когда Лиса заговорила с ним?
– Правильно ли делал Петух, что громко
кричал и звал на помощь своего друга?
– Вспомните другие сказки, где с героями
происходит беда из-за неправильного поведения с незнакомцами. (Колобок,
Буратино.)
– Какую ошибку совершил Колобок с точки
зрения личной безопасности? (Ушел один из дома, поверил притворщице Лисе,
вступил с ней в разговор.)
– Почему пострадал Буратино? (Не
послушался папу Карло, пошел не в школу, а в театр один, поэтому и оказался у
Карабаса Барабаса.)
– Оказывается, не только в сказках, но и
в жизни случаются ситуации, когда злодеи пытаются похитить детей. Сейчас мы
обсудим и разыграем несколько ситуаций.
V. Разыгрывание ситуаций с игрушками.
1. Незнакомый взрослый уговаривает
девочку или мальчика пойти с ним, предлагает что-то интересное: «Пойдем в
магазин, я куплю тебе конфет», «У меня живет попугайчик и хочет с тобой
подружиться». Как вы поступите?
Ответы детей.
Учитель.
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: с незнакомыми лучше не
вступать в разговор, а если разговор состоится, то отвечать вежливо, кратко,
всем видом показывать, что человек тебе не интересен и ты спешишь.
2. Молодой человек приятной
наружности приветливо приглашает прокатиться на его новой машине: «Садись! Я
тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножечко
покатаемся, и даже мама не узнает».
Затем идет
обсуждение ответов и выбираются наиболее удачные.
3. Незнакомый человек угощает
тебя чем-то очень вкусным: «Угощайся, возьми конфетку».
Обсуждение
ответов.
4. Ребенок потерялся. Что он
должен делать?
· Везде
бегать и искать маму.
· Стоять
на месте, где потерялся.
· Обратиться
к милиционеру за помощью.
· Пойти
с незнакомой тетей.
· Попросить
прохожего позвонить в милицию.
· Обратиться
к продавцу.
(Обсудить все варианты и выбрать
самые верные.)
5. Незнакомец хватает ребенка за
руку и тащит за собой. Что нужно делать? (Кричать надо так: «На помощь!
Помогите! Я этого человека не знаю!»)
– Что делать, если тебя хотят взять на
руки? (Нужно принять позу, когда тебя трудно поднять (сесть на землю и поднять
руки кверху или стараться увернуться, убежать).)
– Если тебя хотят затащить в машину? (Кричать:
«Помогите, меня увозят чужие люди».)
– Если тебя смогли похитить, наберись
терпения, не зли своим поведением злоумышленников, жди: тебя обязательно
вызволят из беды.
Учитель.
А теперь давайте сформулируем правила поведения на улице.
· Не
ходи в безлюдном месте.
· Не
играй вблизи машин, в которых сидят люди.
· Не
гуляй до темноты.
· Не
вступай в разговор с чужими людьми.
· Кричи
громко о помощи.
· Умей
проявить смелость и находчивость в случае, если тебя пытаются украсть.
Итог занятия.
И г р а «Похитители и находчивые дети».
Дети делятся на 2 команды:
похитители и находчивые ребята. В командах поровну игроков. Похититель может
любым способом тащить похищаемого, а тот должен звать на помощь, убегать,
вырываться. Драться и кусаться не
разрешается. В игру играют несколько раз, дети меняются ролями.
|